Я ВЕРНУЛСЯ В МЕТРО Лет 15 я старался не попадать в метро. Загадки нет: стал в нем уставать. Выходил если не убитым, то подбитым — точно. Все раздражало. Сейчас езжу с удовольствием. Не по необходимости, это стало на самом деле приятно. Подробности ниже. В начале этого месяца в московском метро открылась Большая кольцевая линия. Не знаю, правильно ли я пишу ее название с большой буквы. Но пока она такая новая и свежая, пока все больше и больше людей открывают ее для себя, использование заглавной буквы — как в словах День рождения. Если речь идет о празднике, пишем с заглавной. Линия эта, БКЛ, пока воспринимается как праздник. Долго ее ждали, прикидывали заранее, где будут станции, куда можно будет добираться намного быстрее, чем раньше без нее. А несколько лет назад открыли сразу целиком часть желтой, солнцевской ветки, что идет в Рассказовку. 8А — это для тех, кто различает линии не по цвету, а по номерам. В этом году она дотянется аж до Внуково. И она была большим праздником. Огромное количество людей вышло из огромного количества автобусов, забивавших ежедневно Боровское шоссе и культурно ушло под землю. К чему я веду речь и зачем вспомнил о желтой ветке? Для меня с этой ветки началось возвращение московского метро к красоте, стилю и эстетике. Думаю, завсегдатаи метро обращали внимание, что уезжая от центра на периферию, из мира натурального камня, продуманной архитектуры, авторских светильников и прочего, что любят фотографировать все приезжие и продвинутые в эстетике москвичи — из всего этого мы попадали в безликие бетонные мешки с покрытыми невзрачной плиткой стенами и затертыми от времени посеревшими полами. С чем бы это сравнить? Как из дворца в казарму. Хотя нет, казармы тоже разными бывают. В барак. Не протекает, не осыпается — ничего большего и не надо. Хотя местами в последнее время в метро уже и протекало, и осыпалось. Да, в нулевых кое-где появлялись авторские интерьеры на новых станциях. Например, в 2008-м на Славянском бульваре. Но уж извините меня за прямоту, когда я приезжаю в зал этой станции, переплетения металлических веток у меня будят ассоциации не с садом, а с корнями. Будто я попал в кротовью нору или был погребен, но к ужасу для себя очнулся. Может, это только у меня мозги набекрень. Если есть желание обсудить, комментируйте! На новых станциях по-другому. Действительно все очень индивидуально и почти везде стильно и красиво. Действительно хочется выходить на станциях и рассматривать, как тут что придумано, сделано, оформлено. Недавно пробежал глазами публикацию архитекторов, оформивших одну из станций БКЛ. Оказывается, для проектов есть масса ограничений и по материалам, и по элементам отделки. Ничего из задуманного не должно гореть и мешать обслуживанию технических элементов. Это если предельно кратко. Смотрим сегодня на построенные интерьеры и не замечаем этих ограничений. Вообще никаких. Просто красиво, гармонично и стильно. Очень радует! Читал впечатления некоторых пассажиров, что некоторые станции покрыли темной облицовкой. Мрачно, вроде как. Вообще-то главное, чтобы уровень света в поезде и на станции был одинаковым. И сегодня это везде так. А цвет отделки — это идея, это стиль. Казалось бы, зачем тратиться — проекты, время, деньги, материалы опять же. Если главное — нырнуть под землю. Уйти от слякоти, скользких или мокрых тротуаров, ветра, снега. Дождаться пусть грохочущего, но быстрого и вместительного поезда. И вперед по тоннелям! Это если вы не ездите каждый день. И грохот, и унылые стены, и одинаковые повсеместно светильники — пусть вы не задумываетесь об этом — действуют на психику, давят, убивают и настроение, и настрой на важные дела. Устаешь от них, удивляясь позже, где так нагрузился, почему голова чугунная. Я не искал исследований на эту тему. Мне достаточно исследования себя. Хотите верьте, хотите нет, до недавнего времени я лет 15 старался не спускаться в метро. Только в крайнем случае. Понимал, что выйду уставшим. А ездил чаще всего не на прогулку, поэтому, чтобы не перегружаться, старался или подобрать наземные маршруты, или вызывал такси. Трансформация метро похожа на эволюцию наземного транспорта. Раньше ходили переполненные автобусы и троллейбусы — с шумом, со скрипом, с грязными, а зимой еще и замерзшими стеклами и жижей под ногами. С изрисованными и изрезанными сиденьями. С выхлопными газами в салоне. На остановках по-сатанински хлопали дверьми. И ничего, мы ругали их, но в них ездили. Не вымерли. Сегодня — чистые сухие полы, прозрачные не только окна, но и двери до самого пола, кондиционеры, электронные табло, удобные сиденья. Лучше стало? Конечно, лучше. Не сравнить. Так и в метро. Я в своем совсем нецентральном районе, что ровно посередине между Кремлем и МКАДом, спускаюсь на новую станцию БКЛ и вижу не однообразную плитку, неотличимую от грошовой облицовки общественного туалета, а натуральный камень, яркий свет, интересный дизайн. Все красиво, удобно. Знаете, какое самое сильное убеждение появляется лично у меня от этой обстановки? Меня уважают! Вам это важно? Мне — да! Несмотря на очень скромную цену проезда, для меня придумали и создали эту красоту. Мне это приятно. А если мне приятно... Дальше всем, кто смотрел "Мимино" продолжать не нужно. Если интересно: уставать в метро я перестал. Так уж получается, что по большей части мои маршруты — по новым станциям. А там мне нравится. И залы, и переходы, и верхние вестибюли. И лифты, если уж вспоминать все. Я нарочно не указал названий станций. Ни старых безликих, ни новых, оригинальных и интересных. О старых не хочу напоминать тем, для кого они "домашние" или "рабочие". Им и так несладко. А что до новых... Вы сами, проезжая в следующий раз по новым линиям, осмотрите внимательно интерьеры и прислушайтесь к себе. Вам приятно? Напишите о своих мыслях и эмоциях, откройтесь миру. Если вы читаете этот текст не из Москвы, у вас два пути. Можно приехать, все посмотреть своими глазами. Если никак, перейдите в Гугле или в Яндексе в поиск картинок и наберите "Станции БКЛ Москва". Еще наберите "Станции линии 8А Москва" или, что то же самое, "станции солнцевской линии". Убежден, вам понравится.